То, что произведения искусства обладают особой энергетикой – факт общеизвестный и общепризнанный. Каждый роман, пьеса, симфония – это результат бессонных ночей создателя, частичка его души и мыслей. Феномен неразрывной связи произведения и его автора до конца не изучен, тем не менее, история знает немало случаев, когда эта связь приобретала поистине зловещий характер.
Так, писатели на страницах своих романов «предсказывали» грядущие события и даже «угадывали» дату собственной смерти. Актеры, раз за разом проживающие на сцене чужую жизнь, в реальной жизни повторяли судьбы своих героев. Но, пожалуй, самым загадочным искусством во все времена оставалась живопись – картины хранят множество тайн с секретов, а события, связанные с некоторыми из них, иначе как мистическими не назовешь. О них идет дурная слава, их всячески избегают, поскольку считается, что они несут несчастья и смерть своим владельцам. Это – проклятые картины.
«Поклонение волхвов»
Одно из таких полотен – «Поклонение волхвов» Брейгеля – долгое время было предметом пристального внимания исследователей. По их мнению, картина делает женщин бесплодными. Первой жертвой «Поклонения волхвов» стала молодая натурщица, позировавшая Брейгелю, когда он писал образ Девы Марии. Уже после того, как на картине был поставлен последний мазок, оказалось, что девушка больше не сможет иметь детей. «С кем не бывает» — скажут скептики. Но этот случай далеко не единственный — история повторялась с завидным постоянством, и каждые последующие владельцы картины так же оказывались бездетными или бесплодными.
В конце концов, «Поклонение волхвов» все же нашла своего хозяина — им стал многодетный отец, который больше не хотел иметь детей, а потому с удовольствием пополнил свою коллекцию данным «гарантом» бездетности. После его смерти полотно передали национальной галерее искусств Лондона, где оно находится по сей день. Дальнейшие исследования не проводились, поэтому нам остается только гадать, сколько еще народа пострадало от зловещей картины.
«Джоконда»
С самым знаменитым портретом в мире «Джокондой» да Винчи тоже творится что-то неладное. Помимо легенд и домыслов о самом полотне и об улыбке Моны Лизы, существует предположение, что данный портрет крайне негативно воздействует на людей, его созерцающих. Только официально были зарегистрированы более полутора сотен случаев, когда люди, долго рассматривающие картину, падали без чувств.
Самой известной жертвой полотна стал французский писатель Стендаль, который во время созерцания шедевра упал без чувств. Что вызывает у людей такую реакцию – непонятно, возможно загадка кроется во взгляде Джоконды – он, как будто, доходит до глубин вашей души и поднимает из ее глубин потаенные страхи. Примечательно, что под каким бы углом вы не разглядывали картину, создается впечатление, что Джоконда смотрит именно на вас, при этом избавиться от навязчивого чувства, что кто-то или что-то пристально следит за вами, невозможно. История создания «Джоконды» также окутана тайной. Известно только, что ни над одним творением своих рук — ни раньше, ни позже — великий художник не работал так усердно и долго.
Целых 6 лет – до самой смерти – да Винчи переписывал и правил портрет, но ему так и не удалось добиться того, чего он хотел. Кто эта женщина, изображенная на полотне? Что скрывается за ее взглядом, о чем говорит улыбка? Увы, эти тайны великий художник унес с собой в могилу, а нам остается лишь предполагать и догадываться.
«Руки сопротивляются ему»
Следующая в списке «проклятых» — картина калифорнийского художника Билла Стоунхэма « Руки сопротивляются ему». Людям со слабой психикой, да и просто впечатлительным особам следует обходить ее стороной, поскольку считается, что глядя на нее можно запросто сойти с ума. Бывали случаи, когда даже вполне здоровые с психической точки зрения люди в присутствии картины попросту впадали в ступор.
На холсте изображены двое: мальчик с неясными чертами лица и то ли девочка, то ли кукла с пустыми черными глазницами. Дети застыли у стеклянной двери, к которой изнутри прижаты несколько пар маленьких детских ручек.
По словам Стоунхэма, прототипом картины стала старая детская фотография, найденная им на чердаке. На ней сам автор и его младшая сестра стоят на пороге собственного дома.
Первой жертвой картины стал искусствовед, который ее оценивал — он вдруг скоропостижно скончался. Затем полотно перешло во владение Боба Марли, который тоже вскоре переехал на тот свет. После смерти певца оно загадочным образом исчезло, но вскоре нашлось на помойке — там его подобрала семейная пара, которая принесла кошмарный шедевр домой и повесила его в детской.
В итоге маленькая дочь стала каждую ночь с криками прибегать в родительскую спальню и рассказывать, что дети, изображенные на картине, дерутся и все время меняют местоположение. Чтобы проверить слова дочери, отец установил в ее комнате специальную камеру, реагирующую на самое незначительное движение, и датчик срабатывал за ночь несколько раз.
Конечно, семья решила поскорее избавиться от такого «подарка судьбы», в итоге «Руки сопротивляются ему» оказалась на интернет-аукционе. Но на этом история не закончилась: на адрес организаторов аукциона рекой полились жалобы с тем, что при просмотре картины многим людям становится плохо, и даже случаются сердечные приступы. Вскоре картину приобрел некий мистер Смит — владелец частной галереи, и теперь уже в его адрес стали приходить жалобы от посетителей с требованиями немедленно избавиться от проклятого полотна, но тот наотрез отказался. Видимо, жадность мистера Смита все же победила чувство страха.
«Плачущий мальчик»
Говоря о проклятых полотнах, нельзя не упомянуть знаменитого «Плачущего мальчика» — работу итальянского портретиста Джованни Браголина (другое имя — Бруно Амадио). В свое время она наделала немало шума из-за того, что все как один ее владельцы оказывались погорельцами. История создания картины следующая. Однажды Браголин решил написать портрет плачущего дитя.
Он долго не мог найти подходящего натурщика, и, в конце концов, решил писать картину со своего маленького сынишки. Но поскольку тот никак не хотел плакать на заказ, отец доводил его до истерики намеренно, зажигая перед лицом малыша спички. Художнику было известно, что его сын панически боится огня, но издевательств не прекращал (чего не сделаешь ради искусства!).
В конце концов, доведенный до отчаяния ребенок не выдержал и прокричал: «Гори ты сам!». Проклятие сбылось достаточно быстро — сын художника внезапно слег с пневмонией и через 2 недели умер, а вскоре у самого Браголина постигла страшная участь — он сгорел заживо в собственном доме. Ажиотаж вокруг картины, а точнее — вокруг ее репродукции, начался в 1985 году, когда Северную Англию захлестнула волна пожаров.
Горели дома, хозяева которых в недобрый час решили украсить свое жилище дешевой репродукцией с изображением мальчика в слезах. При этом пострадавшие уверяли, что из всего имущества каким-то непонятным образом «выживала» именно картина. Это же подтверждал и пожарный инспектор. Более того, он выступил с официальным заявлением о том, что во всех без исключения домах была найдена нетронутой репродукция «мальчика». После общественного резонанса, вызванного этими мистическими совпадениями, в Англии было запрещено продавать, или даже просто держать дома эту картину под угрозой судебного разбирательства. С тех пор прошло четверть века, но «Плачущего мальчика» по-прежнему преследует дурная слава, особенно на севере Англии.
«Крик»
Великий норвежский живописец Эдвард Мунк за свою жизнь написал порядка 1200 картин, но венцом его творчества остается, конечно, «Крик». Считается, что в этой картине автор воплотил все страдания и муки, которые претерпел за долгую жизнь. А страданий на долю гения выпало немало — смерть близких, одиночество и сумасшествие.
На сегодняшний день «Крик» является одной из самых дорогих в мире картин – эксперты оценивают ее, ни много ни мало, в 70 миллионов долларов. И картина, как будто понимая свою значимость, жестоко наказывает всех, кто относится к ней без должного почтения. Так, у музейного служащего, который имел неосторожность уронить ее на пол, вскоре начались жуткие головные боли. Хотя до этого случая мужчина был совершенно здоров, и понятия не имел, что это такое. Приступы мигрени повторялись все чаще и становились все мучительней. В конце концов, бедняга свел счеты с жизнью.
В другой раз работник музея выронил полотно, когда перевешивал его с одной стены на другую. Через неделю он попал в автомобильную аварию. К счастью, человек остался жив, но получил серьезные травмы. Переломы ног и рук, треснувший таз и сильнейшее сотрясение мозга – такова была цена за его небрежность. Больше не повезло третьей жертве – посетителю музея, который имел наглость тыкать в картину пальцем. Несколько дней спустя в его доме начался пожар, и бедняга сгорел заживо. Несмотря на зловещую славу, картина нашла своего хозяина — ее приобрел какой-то богатый коллекционер.
К сожалению, он пожелал остаться неизвестным, а потому проследить его судьбу мы не можем. Хочется надеяться, что с человеком все в порядке и проклятие картины обошло его стороной. Как бы удивительно это не звучало, но факт остается фактом — картины действительно «впитывают» настроение своих создателей и натурщиков. Недаром в далеком прошлом люди боялись портретов и всячески избегали быть запечатлёнными на холсте. Да и в современном обществе встречаются люди, свято верящие в мистику таких картин. Например, в исламе портреты находятся под запретом, а встречаются и религии, в которых запрещается делать даже фото. В чем заключается феномен «проклятых картин»? Ответ на этот вопрос, увы, так и не был найден.
О мистическом числе 13 вы сможете прочитать в нашей следующей статье.